ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

 

 ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕЛИКС

История создания первых народных дружин в России восходит к началу XX века. Еще в 1918-1922 гг. по инициативе самих граждан в крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка, носившие в то время различные наименования: в Сибири - "Дружины содействия милиции", в Петрограде - "Комиссия общественной помощи милиции" и т. д.

В середине 20-х годов движение граждан по охране правопорядка начинает упорядочиваться. При местных Советах были учреждены административные комиссии, в состав которых входили лица, изъявившие желание оказывать помощь в работе органов милиции. Эти комиссии проверяли и контролировали работу местных органов милиции, оказывали содействие в охране порядка.

В 1926 г. административные комиссии в ряде мест получили новое название: "Комиссия общественного порядка" (КОП). Расширились их права. В эти же годы во многих городах были созданы рабочие дружины, ударные бригады, отряды или инициативные группы по борьбе с хулиганством. Члены этих формирований специально обучались милицейскому делу.

В 1928 г. по инициативе рабочих Урала, Москвы, Ленинграда и других промышленных центров возникли добровольные общества содействия милиции (ОСОДМИЛ). Это была первая единая форма массового участия населения в охране общественного порядка. Добровольные общества направлялись местными органами власти и действовали совместно с аппаратом НКВД.

К январю 1930 г. СНК РСФСР принял постановление "Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска", Где впервые вводился ряд правовых норм, относящихся к вопросам организации и деятельности добровольных обществ содействия милиции. В частности, в нем четко было определено, кто мог быть членом ОСОДМИЛа, порядок вступления в общество, задачи, выполняемые бойцами ОСОДМИЛа и т. д.

Осодмильцы при исполнении своих обязанностей пользовались правами должностных лиц, имели удостоверения и носили нагрудные знаки. В отдельных случаях членам общества органами милиции и уголовного розыска выдавалось оружие, которое подлежало сдаче по окончании операции. Бойцам ОСОДМИЛа предоставлялось также право составлять протоколы о нарушениях обязательных постановлений местных Советов.

Практика работы общества содействия органам милиции и уголовного розыска показала, что они представляли собой серьезную силу, способную оказать значительную помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. ОСОДМИЛ во многих случаях являлся резервом для пополнения милиции хорошими, проверенными и достаточно подготовленными кадрами.

В связи с усилением централизации в руководстве органами охраны общественного порядка было признано необходимым приблизить деятельность Обществ содействия к конкретной практической работе милиции, организации их непосредственно при органах внутренних дел.

СНК РСФСР, постановлением от 29 апреля 1932 г., предложил совнаркомам автономных республик, краев и областным исполкомам реорганизовать общества содействия милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции (БСМ) и подчинил их последней.

В период Великой Отечественной войны бригады содействия милиции в сельской местности прифронтовых районов и на территории, освобожденной от немецко-фвшистской оккупации, были реорганизованы в группы охраны общественного порядка (ГООП). Целью создания ГООП явилась борьба со шпионами, диверсантами в населенных пунктах, прилегающих к железнодорожным линиям, водным путям, шоссейным и грунтовым дорогам. Группы охраны получили больше самостоятельности в работе и прав по сравнению с бригадами содействия милиции.

Под руководством органов государственной безопасности и НКВД они сумели обеспечить надлежащий порядок в населенных пунктах в самый напряженный и ответственный период - в грозные годы Великой Отечественной войны.

После окончания войны в апреле 1946 г ГООП были расформированы, а их члены влились в бригады содействия милиции. В это же время был определен новый порядок организации БСМ, в соответствии с которым все руководство деятельностью бригад сосредоточивалось в низовом звене органов милиции. Следует отметить, что БСМ как форма привлечения граждан к охране правопорядка просуществовала до конца 50-х годов.

К концу 1958 г. коллективы ряда передовых предприятий Ленинграда первыми в стране создали добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Новое движение распространилось и на другие крупные промышленные центры. Опираясь на этот опыт ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление "Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране".http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=17600&PrintVersion=1Оно явилось основным политическим и юридическим документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 70-х годов.

Центральный комитет констатировал, что благодаря огромной работе, проводимой Партией, Правительством и общественными организациями по коммунистическому воспитанию населения, в нашей стране резко сократилась уголовная преступность и значительно укрепилась социалистическая законность. В то же время признавалось, что наряду с этим в нашем советском обществе еще имеются лица, которые не соблюдают норм общественного поведения, появляются в нетрезвом состоянии в общественных местах, совершают хулиганские действия и другие проступки. Своим недостойным поведением такие лица мешают советским людям спокойно жить и трудиться.

ЦК КПСС признал, что милиция, прокуратура и суды слабо проводят профилактическую работу по предупреждению преступности, не уделяют должного внимания выявлению причин и условий, способствующих совершению преступления, а также не добились полной раскрываемости преступлений и неотвратимости наказания за совершенные преступления.

Для борьбы с криминалом решили использовать население. Основной упор делался на воспитательные мероприятия (похожие на примерную порку) - проведение открытых судебных процессов над злостными нарушителями общественного порядка непосредственно на предприятиях. Школьникам и студентам следовало прививать твердые навыки соблюдения дисциплины и правил поведения в школе, учебном заведении, семье, на улице и в общественных местах; организовать для них в доступной форме разъяснение советских законов.

А самых активных и добросовестных граждан ('передовых рабочих, служащих, колхозников, студентов, учащихся и пенсионеров') предлагалось привлекать в добровольные народные дружины. Во главе таких дружин и их штабов должны были стоять, как правило, руководящие партийные работники.



Вскоре в союзных республиках были приняты соответствующие положения. В местности, Бюро ЦК КПСС по РСФСР и СМ РСФСР 30 марта приняли постановление "Об утверждении Положения о ДНД РСФСР по охране общественного порядка".

На протяжении 60-х годов движение ДНД принимает массовый характер. Так, например, в 1971 г. в стране насчитывалось около 173 тыс. дружин, объединяющих около 7 млн. человек. В эти годы дружины в значительной мере дополняли работу органов милиции, повышали ее эффективность в деле борьбы с преступлениями и правонарушениями. За активное участие в охране общественного порядка предусматривалось поощрение дружинников - объявление благодарности, вручение почетной грамоты, занесение на Доску почета, награждение денежными премиями и ценными подарками. Администрации предприятий и учреждений было разрешено предоставлять членам ДНД дополнительные оплачиваемые отпуска сроком до трех суток в год.

В это время дружины начинают подразделяться на два вида - территориальные и специализированные. Первые обычно комплектовались из представителей коллектива предприятия или учреждения и обслуживали определенную территорию. Основная форма их деятельности - охрана порядка в общественных местах. Вторые - вели борьбу главным образом с отдельными видами правонарушений и специализировались по линии ГАИ, УИМ, ОБХСС, УР, ИДН. К специализированным дружинам относились и оперативные отряды, и комсомольские оперотряды.

20 мая 1974 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка" и указ ПВС СССР "Об основных Обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка", которые создали новую нормативно-правовую базу деятельности ДНД.

В соответствии с этим Совет Министров РСФСР, постановлением от 19 июля 1974 г., утвердил новое положение о добровольных народных дружинах в РФ.

На основании данных документов основные усилия народных дружин сосредоточивались на поддержании общественного порядка, пресечении актов хулиганства, пьянства и других антиобщественных проявлений; борьбе с хищениями соцсобственности и правонарушениями несовершеннолетних.

Документы 1974 г. расширяли и систему мер поощрения отличившихся дружинников. Учреждался нагрудный знак "Отличный дружинник", кроме того предоставлялось преимущественное право на получение жилой площади, а также льготной путевки в санаторий или дом отдыха.

За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники представлялись к государственным наградам.

В настоящее время в органах государственной власти, МВД пришло понимание того, что без участия граждан, без поддержки общественности обуздать преступность на улицах городов и сел невозможно. Но действительность такова, что многие дружины теперь существуют лишь на бумаге. Для отчета. Так как признаться в провале движения, в своей несостоятельности, значит получить "неуд с верхов"